Всем циркам цирк!!!

У Олега Плахтеева только профессиональные артисты.



Вы давно были в цирке? Я давно. И, честно говоря, меня туда и не тянуло. Но, увидев желто-красный полосатый купол, не смогла устоять. И не пожалела.
Шумная музыка, мягкий ковёр из опилок под ногами, прожекторы освещают манеж, любое неуважение к которому у артистов считается преступлением - к нему даже спиной нельзя сидеть! И вот первый артист - жонглёр булавами Константин Смирнов. Он в этом жанре уже тридцать лет.



- Я родился в цирке. «Опилочный» ребенок, - рассказывает Константин. - У меня бабушки, дедушки, отец, мать - они все из цирка. Лет с девяти отец начал меня учить жонглировать, а в одиннадцать я уже вышел в манеж. Работал со многими цирками и коллективами.

Константин как соло может кидать максимум пять булав, но вообще он групповой жонглёр. Да ещё и руководитель группы жонглёров «5Смирнов5», у них масштабные перекидки. Правда, томичи не смогут их увидеть, потому что четверо партнеров артиста сейчас в отпусках. Будем надеяться, что как-нибудь они приедут к нам в полном составе.

- А у Вас булава или кольца улетали в зал?

- За мою двадцатилетнюю практику - раза три. Когда работаем впятером, то финальный трюк следующий: мне четыре человека кидают кольца на скорости, а я их ловлю все на себя; бывало так, что партнёры промахивались, или я не успевал поймать на себя кольцо, и они улетали в зал, даже травмы были. Я к этому отношусь абсолютно ненормально, считаю, что это большой брак и стараюсь по возможности не допускать такого!

Хитрости дрессуры



В первом отделении дрессировщица Нелли Малинкина в образе забавной девочки устраивает с пуделями целое представление - мохнатые питомцы ходят на задних лапах, взбираются по лестницам, играют в мяч, пролетают в довольно узкие кольца. А вот после антракта, во втором отделении, попробуйте узнать её в образе красавицы в переливающемся золотистом платье, властвующей над послушно исполняющими все её команды попугаями.

- Как Вы пришли в цирк?

- Благодаря Никуше, - делится Нелли. - Она самая старшая из моих питомцев. И в выступлении не участвовала, потому что находится на лечении у ваших томских «айболитов»: возраст даёт знать, всё-таки 12,5 лет! Ника появилась у меня ещё до цирка; хотелось, чтобы дома была собака, и родители разрешили. Но с условием: сестра - аллергик, поэтому либо пудель, либо ничего! Ведь пудели не линяют. Волос у них отрастает и выпадает, как и у человека, совсем мало - при расчёсывании, поэтому возможны различные вариации причёсок. С Никой я занималась в клубе собаководства, она у меня чемпион Липецкой области, откуда я родом. Однажды на показательном выступлении нас заметили люди из цирка и пригласили поработать.

- Как Вы добиваетесь того, что они вытворяют на сцене?

- Я наблюдаю за животными. Если собаке не нравится прыгать, то зачем ее заставлять - пускай ползает, кувыркается. То же и с попугаями. Однажды просыпаюсь утром - нет попугая в клетке, а там достаточно высокий бортик, чтобы мусор не летел. Я испугалась, подхожу, а он лежит на спине и играет с игрушкой, ну вот если ему нравится лежать на спине – пусть он и кувыркается. А другого не заставишь - для него это сверхнасилие. В природе когда попугай ложится на спину – это значит, что он в растерянности, он сдаётся. Я не добиваюсь того, чтобы они меня боялись.

- Но Вы же показываете, и они перелетают с жёрдочки на жёрдочку?

- В природе-то они летают. Здесь все естественно.

- А у Вас были какие-нибудь интересные случаи?

- Я решила перестроить трюки в номере. И когда зову собаку на очередной трюк, который я хочу, она мне всем своим видом показывает: «Что ты делаешь? Сейчас мне надо идти на задник лапах!» Молча встала и пошла. Пришлось потом отдельно репетировать, чтобы собака поняла, что вот это надо делать, а не то, что она помнит.

Жизнь на тонкой проволоке



Эквилибристом называют человека, умеющего держать равновесие на проволоке. Артур Мартиросян именно такой человек.

- Я занимаюсь цирковой деятельностью с 1993 года, очень много работал в стационарных цирках, за рубежом - в Ливане, Иране, Арабских Эмиратах, Египте, - рассказывает он. - А до этого занимался профессионально акробатикой, ездил на чемпионаты, являюсь мастером спорта по акробатике.

- Как вообще можно на какой-то «ниточке» делать такие трюки, у вас волшебные сапоги?

- Это долгие годы упорных репетиций. Репетиции, репетиции и всё. Так что волшебство зависит от тебя.

- А почему именно эквилибристика?

- Когда учился в цирковом училище, режиссер предложил мне этот жанр. Я стал упорно заниматься, сделал номер. Потом нелегко взять и перейти в другой жанр, это опять нужны долгие тренировки. Поэтому я уже пятнадцать лет на проволоке.

Это видно. Чего только Артур не делает на проволоке. Жонглирует кольцами. Балансирует на одной ноге, держа в зубах саблю, на которой к тому же ещё висит восемь ножей. Потом баланс меняется, и он, удерживая равновесие на одной ноге, помещает на лоб поднос с фруктами и вином. Всё это считается сложными балансами, требуются годы тренировок, чтобы добиться полного совершенства. Но самый сложный трюк происходит в конце номера: удерживая равновесие на коленях, Артур вешает между ними платок на проволоку, потом закрывает глаза повязкой и, нагибаясь, вынимает платок зубами.

- Если человек держит равновесие с открытыми глазами, то главное - выбрать взглядом одну точку и удерживать её, - уточняет Артур. - И если ты начинаешь падать, или заваливаться, то точка уходит то влево, то вправо, и ты уже можешь выровнять свое тело. И так ты держишь равновесие. То есть ты видишь, куда падаешь. Закрытыми глазами ты только лишь чувствуешь. Это намного сложнее.

-А Гарик Мартиросян из «Comedy» ваш родственник?

-Мой, только дальний.

«Кошка» под куполом



Кстати, «девушка-кошка» - воздушная гимнастка корд-де-парели (в переводе «великий шнур», если просто, то канат – прим.) Диана Мартиросян - жена Артура.

- Я уже 10 лет работаю в этом жанре. Зубами где-то уже 7 лет.

- Вы действительно только зубами держитесь? Ведь канат, на котором вы удерживаетесь, раскручивают с такой силой?

- Там есть страховка маленькая – трехмиллиметровый трос вокруг шеи, - поясняет Диана, - но если я на него буду надеяться, то меня просто задушит. Так что вся страховка ложится на зубы.

- И нет никакой хитрости?

- Нет. Надо много репетировать и иметь крепкие зубы. Тьфу-тьфу-тьфу, у меня зубы держатся нормально - можно сказать - это мой реквизит.

- А как пришли в цирк?

- Сначала родители отдали меня в гимнастику. Потом у нас в Армении открылась цирковая студия, в ней я училась. Затем поехала в Америку. Встретила мужа, поженились. В России работали по стационарам. А в этом шапито у Олега Плахтеева мы с мужем работаем уже пять лет. И вот так живем, в домиках на колесах, с ребенком.

Мы разговариваем с Дианой в их трейлере. Здесь очень уютно. Она готовит обед, пахнет вкусно. Маленький Эдмонд занят своими делами.

- Ему пять лет. Потом отвезу к бабушкам. Ребенку нужно образование. Куда ж сейчас без образования...

Множество амплуа…



Гаснут рампы. Звучит тревожная восточная мелодия. Обвитый извивающимся трехметровым питоном, и с живым нильским крокодилом в руках, на манеж сосредоточенной походной выходит факир – Андрей Устюжанин. Разложив рептилий, артист демонстрирует невероятные возможности своего тела – обжигает горящими факелами руки, грудь, спину, глотает огонь. Затем самый опасный трюк. Зрители напряженно следят за происходящим. Острая металлическая пика, одним концом упертая в доску, а другим в горло артиста, сгибается пополам под давлением его тела.

-Как вы сгибаете эту пику? Не страшно? Ведь она может вас проткнуть?

- Здесь есть свои маленькие секреты, - рассказывает Андрей. - Но самое главное - это настрой тела. Я очень много энергии отдаю на эту пику. И после номера выжат, как лимон.

- А как факир вы давно выступаете?

- Лет тринадцать.

Этот артист многогранен – он способен совместить в себе казалось бы не совместимое. Экстремальные номера сменяются выступлениями забавного клоуна Фантика и пародированием наших отечественных звезд. Кстати, жанр пародии вы можете увидеть только в этом цирке.

- А почему пародия? После таких-то экстремальных номеров?

-В цирке я уже двадцать лет. Свою артистическую жизнь начинал с клоуна, потом добавил огонь и потом только пародии.

- Вы импровизируете как Фантик?

- У меня ни одного концерта не повторяется, и первое, отчего это зависит - от зала и от того, как принимают люди.

На ладони вертится сфера



- У нас династия - родители цирковые артисты, - говорит Владимир Ванин. - Так сказать родился в опилках. Мама воздушная гимнастка - сейчас не работает в цирке, а отец до сих пор трудится. За свою тридцатипятилетнюю деятельность он переработал больше четырнадцати жанров, в том числе и жонглирование, победитель многочисленных фестивалей. Он давно живет в Лас-Вегасе, так судьба распределила. Я ездил к нему, проходил обучение. Один номер мы придумали вместе. Репетировали, готовили. Это где я жонглирую сферами - кубом и шаром. А кубики - это я уже здесь, посмотрел фильм «Маска», и мне в голову пришла идея сделать что-то в подобном стиле.

Кажется, что жонглировать кубиками не составляет труда и любой справится с этим занятием. Тут все наоборот. Они очень легкие - сделаны из фанеры и проклеены. Но сложность в том, чтобы удержать их в руках и собрать единое целое. А это очень тяжело.

Чтобы делать трюки со сферами необходимо овладеть техникой вращения, Владимир тренировался пять лет.

- А они тяжелые?

- В аэропорту последний раз взвешивали - двадцать один килограмм все вместе. Они из дюралюминия. В цирке ничего не бывает просто, нужны годы тренировок. Раз, бах, захотел, пришел, минимум надо 5-6 лет отдать тренировкам. Я в цирке с четырех лет. Работал в Штатах, Сирии. Я объездил всю Россию и бывший СССР.

Цирк для этих людей - жизнь. Династии. Создаются семьи - Владимир Ванин и дрессировщица Нелли Малинкина женаты. Есть и еще одна семейная пара - Наталья и Владимир Горбуновы. Они дрессировщики обезьян..

Обезьянки



- Я в цирковой студии училась, - рассказывает Наталья, - и у нас один парень начал дрессировать медведей. Я помогала, потом уехала в другой город. Прожив два года там, вернулась домой, и тут один частный цирк предложил мне поработать с обезьянами. Начала заниматься с ними, потом своих обезьян купили. Сейчас это наши обезьяны. Все девочки – в штанишках – это самая старшая Даша, ей шестнадцать лет, в платье – восьмилетняя Тюря, а в юбочке – самая маленькая Дина.

- А есть какие-нибудь хитрости? Как заставить их выполнять ваши пожелания?

- Упорство, - утверждает Наталья. - Долго-долго репетировать, чтоб до них дошло, чтоб запомнили программу.

После знакомства Наталья и Владимир стали заниматься обезьянками вместе, как-то само собой получилось.

- Потому что обезьян трое, а одной тяжело с ними - подытоживает Владимир.

- А у вас были забавные ситуации на представлениях?

- Всякое бывает, - говорит Владимир. - Особенно с молодой. Пока с одной обезьянкой работаешь, младшая начинает что-то делать - тумбу трясти или прыгать.

- А в зал не убегали?

- Пока страхуем, привязываем на поводок, - рассказывает Наталья. - Тем более самая маленькая Дина уже погуляла по окрестностям вашего города. Перепугалась, что вырвалась, потом долго сидела на дереве, побегала, но поймали.

Виртуозность спартанца



Всех впечатлил последний номер - выступление воздушного гимнаста, точнее спартанца.

Петрос Киракосян с пяти лет занимается гимнастикой и акробатикой. Чемпион Советского Союза. Работал с разными цирками – в Ростове, Алма-Ате, Казахстане, Египте, России. Это уже его третий шапито, который привлёк артиста куполом и высотой - есть, где развернуться.

- После чемпионата карьера гимнаста закончилась, - рассказывает Петрос. - Потом армия, а затем мне посоветовали попробовать себя в цирке. Сначала начал работать как педагог, а потом стал выступать сам. Сказал: «Ладно, давай попробую. Пусть не потеряется мое искусство». Так и началось.

- И это правильно, иначе зрители много бы потеряли. По Вашему лицу можно понять, что Вы испытываете невероятные эмоции, они захлестывают Вас. Я угадала?

- Угадали. Это от зрителя зависит: когда принимают с улыбкой - и у меня тоже поднимается настроение

- Каким складом характера должен обладать человек, чтобы выполнять все эти пируэты, этот высокий пилотаж?

- Уверенность - главное. Характер должен быть, конечно, чтобы добиться этого, чтобы хотя бы не бояться, а потом уже тренировки и тренировки. Я выполняю программу без страховки, но ассистенты у меня хорошие, без них никуда. Самый главный - Артур Мартиросян: поднять, опустить - всё на нем, всё по сантиметрам, чтобы ничего не случилось.

- Когда летите вниз, Вы сами останавливаетесь или веревка рассчитана?

- Самому это не остановить никак. Конечно же, веревка рассчитана. А вот если ассистенты не подрассчитают, то я буду целовать манеж, - смеется он.

Но мне почему-то не смешно.

Это далеко не все артисты цирка Олега Плахтеева. Наша газета просто не может уместить на своих страницах рассказ обо всех. А хотелось бы. Ведь они Артисты с большой буквы. Подвергая себя нечеловеческим нагрузкам и тренировкам, переживая о своих трюках, они показывают нам маленькие чудеса. Поэтому, когда они все вместе выходят в конце выступления на поклон, не спешите убегать, это некрасиво, поаплодируйте им от души. Это для них высокая награда…

Директор тоже артист



И всех этих замечательных артистов, профессионалов своего дела, собрал руководитель цирка – Олег Плахтеев.

- Когда и как возник ваш цирк?

- Он появился 13 лет назад в городе Ейске (Краснодарский край), - рассказывает Олег Владимирович. - Изначально это был маленький цирк на 200 посадочных мест, потом больше, потом на 1000 мест и вот дошли до таких масштабов (2500 мест – прим.). В 90-х годах все ударились в коммерцию, и тоже решил открыть свое дело. Мне повезло – были предложения. Многие артисты боялись брать на себя такую ответственность, я не побоялся.

- Самые лучшие руководители, достигшие карьерных высот, начинали работу с очень низких должностей, это позволяет знать весь «внутренний механизм». А чтобы управлять цирком, нужно быть артистом. Это так?

- Думаю, да. Я с 6 лет занимался в цирковой студии. С 15 работал в профессиональном цирке жонглером, потом дрессировал обезьян, потом на протяжении 4,5 лет работал с хищниками: львами, тиграми. Четыре года назад я привозил к вам в Томск аттракцион с хищниками. Мы стояли возле «Дворца спорта».

- А где сейчас львы и тигры?

- Отдыхают в липецком зоопарке, в хороших условиях.

- Какими критериями вы руководствуетесь при выборе артистов?

- Для меня самым главным критерием является артистизм. Чтобы номер был качественный, сильный. Хорошие трюки, красивые костюмы, качественная фонограмма… Важно также, чтобы публика принимала артиста.

- Тяжело гастролировать? Постоянно походные условия…

- Для нас - это образ жизни. Мне тяжело дома находиться. Вот я приезжаю, и, хотя и живу на море, но два-три дня побыл и все - обратно в цирк тянет.

- А ваш цирк занимается благотворительностью?

- Во всех городах. Выделяем много билетов, иногда больше пяти тысяч на один город. И у вас в Томске мы специально остаемся на два дня, чтобы дать два концертных представления – для детей сирот, детей из малообеспеченных семей и отличников учебы. Сделаем подарок детям на 1 сентября. Это согласованно с мэром вашего города, с Департаментом культуры.

- А что для вас цирк?

- Цирк – это наша жизнь. Мы даже зимой гастролируем. Не удивляйтесь. Просто в зале предусмотрено тепловое оборудование, которое может обогреть полностью весь цирк.

Ольга Залепо - Газета "Мир" (Томск)